ГБОУ «Школа № 4 Амвросиевского М.О.»
Донецкая Народная Республика, М.О. Амвросиевский, г. Амвросиевка, ул. 2 Пятилетка, д. 17
  • ПОВЫШЕНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

    Автор: Мачула Н.В.
    Современный мир диктует свои правила и условия и, мы, взрослые, не можем оставить без внимания тему информационной безопасности наших детей! И беседу об этом начнем с понятий «медиа» и «медиабезопасность».
    ПОВЫШЕНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
    «Медиа» - (от лат. «media» – средство) – аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК). Медиа – это любые каналы доставки сообщения от источника информации до его потребителя.
    «Медиабезопасность» - обеспечение государством информационной безопасности граждан, защита физического, умственного и нравственного развития, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ.
    Повышении медиаграмотности детей и их родителей
    Мы все являемся активными потребителями разного рода информации, поток которой постоянно увеличивается. Обилие телевизионных каналов, сайтов в Интернете, огромное количество видео- и аудиопродукции, пестрящие заголовки многочисленных периодических изданий … . Вся эта информация становится неотъемлемой частью нашего бытия. Средства массовой информации и коммуникации играют важную роль в жизни не только взрослых, но и детей.
    Дети молниеносно осваивают все последние новинки – социальные сети, игры, программы. Интернет помогает им развиваться и учиться. При этом Интернет анонимен и трудно контролируем. Дети любознательны, у них еще нет того жизненного опыта, который позволил бы им определить обман и манипуляцию. Являясь активными пользователями различных медиа, дети и подростки, однако, не всегда понимают истинный смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания.
    Одновременно стоит отметить, что информация, передаваемая по медиаканалам, направлена на манипулирование сознанием потребителя. Вот почему так необходимо развивать у детей-зрителей, читателей, пользователей средств массовой коммуникации самостоятельное мышление, пытаться научить их критической оценке того, что происходит на экране. Здесь, конечно же, огромная роль отводится родителям – первым советчикам и консультантам ребенка в огромном медийном мире.
    Медиаграмотность в семье
    Начальные уроки медиаобразования ребенок получает в семье: первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и общения в Интернете. Информация, которая окружает маленького человека в период освоения им жизненного пространства, входит в него легко, естественно, без существенных помех.
    За первые три года жизни ребенок осваивает столько информации, сколько некоторые индивиды не успевают переработать за годы учебы в вузе. Восприятие подрастающего человека открыто для любой информации, разного свойства и качества.
    О качестве информационного пространства семьи говорят такие факты, как наличие дома художественной литературы, домашних архивов, фонотеки, коллекции картин, марок, монет и других предметов культуры. Особую ценность в системе семейного медиаобразования представляют домашние библиотеки.
    Медиабезопасность детей. Повышении медиаграмотности детей и их родителей
    Как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям.
    В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Иногда именно средства массовой информации, печатные и электронные, оказываются источником угрозы жизни и здоровью людей, в первую очередь детей и подростков. Наверное, вы слышали многочисленные истории о том, как дети становились жертвами преступлений, если вступали в виртуальное общение с незнакомыми людьми, а потом соглашались на встречу с ними.
    К сожалению, есть случаи, когда старшеклассники оказывались на скамье подсудимых и были осуждены за то, что, уверенные в своей безнаказанности, оставляли в социальных сетях посты, которые позже судом были квалифицированы как экстремистские высказывания. Наверное, если бы ребята были вовремя проинформированы о том, что их может ждать за эти высказывания, они бы не стали этого делать.
    Самоубийства …
    Учитывая подобные факты и угрозы, Государственная Дума Российской Федерации в декабре 2010 года приняла закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он вступил в силу с 1 сентября 2012 года.
    К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
    Побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.
    Способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
    Обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
    Отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. Оправдывающая противоправное поведение. Содержащая нецензурную брань. Содержащая информацию порнографического характера.
    Организация медиабезопасности детей в Интернет
    Основная задача родителей и педагогов - научить детей использовать интернет - пространство правильно. Кто может помочь ребёнку ориентироваться в пространстве сети?
    РОДИТЕЛИ: Они должны помнить о том, что слишком строгий контроль со стороны взрослых может вызвать негативную реакцию со стороны ребёнка и явиться причиной сокрытия их деятельности в сетевом пространстве. Чтобы уметь контролировать детей в сфере деятельности с интернет ресурсами родителям необходимо повышать собственную компьютерную и информационную грамотность. Для ребенка родитель должен быть другом, советчиком, вместе с ребенком познавать новые интернет ресурсы, уметь создавать территорию безопасного Интернета. Совместная работа поможет не только сплотить детей и родителей, но даст возможность почувствовать себя единым целым, что очень важно при воспитании ребенка.
    Следует помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего выбора. Родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен семье компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. Именно на родителей ложится ответственность правильного выбора учебных программ, контроля общения в сети, выбора компьютерных игр.
    Как направить ребенка в нужное русло? Любовь, уважение к детям и личный пример во всех сферах жизнедеятельности. Если отец позволяет себе просиживать у компьютера до полуночи, а иногда и до утра, играя в сети, огромная вероятность того, что ребенок сделает то же самое, несмотря на то, что многое услышано от родителей о вреде компьютерных игр.
    Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться и ваш ребенок.
    10 фактов, которые нужно сообщить детям ради безопасности в интернете:
    Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете.
    Посещайте Сеть вместе с детьми.
    Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
    Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.
    Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.
    Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в реальной жизни.
    Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
    Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
    Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
    Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.
    И в завершении разговора – небольшая памятка для родителей. Ознакомьтесь с предложенными правилами. Попробуем обсудить, что приемлемо для Вас и Вашей семьи, с какими рекомендациями Вы не согласны.
    ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
    Установите в семье четкие правила пользования Интернетом.
    Научите детей доверять своим инстинктам.
    Держите личные сведения в секрете и приучите к этому своих детей.
    Используйте программные продукты для обеспечения семейной безопасности.
    Уделите внимание тому, чем дети занимаются в Интернете.
    Открыто поговорите с детьми об опасностях Интернета, в том числе: • Интернет - преступниках; • недопустимых сайтах, например экстремистского содержания; • недопустимости вторжения в частную жизнь.
    Позвольте Вашим детям учить Вас.
    Убедите их сообщать о любых неприятностях.
    Помогите детям выбрать подходящие псевдонимы и адреса электронной почты.
    Попробуйте чем-то увлечь вашего ребёнка, если он много говорит о «Контакте», своей «жизни» в нем, – сходите в музей, на выставку, в театр или кино. Настоящую жизнь Интернет не может заменить.
    Объясните детям как, общаясь в Интернете, не доставлять неприятностей собеседникам и не иметь их самому.
    Избегайте финансовых операций по беспроводным сетям.
    Поставьте хороший фильтр - это самый простой способ защитить ребенка от опасных и вредных сайтов в Интернете.
    Если вам позвонил родственник или знакомый и встревоженным голосом сообщает вам о том, что попал в беду, за что ему грозит как минимум возбуждение уголовного дела, и просит передать взятку сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, то следуйте простым рекомендациям:
    • Задайте своему родственнику пару вопросов, ответы на которые знаете только вы оба.
    • Если вы разговариваете с якобы представителем правоохранительных органов, узнайте, в какое отделение милиции доставлен ваш близкий, телефон этого отделения.
    Главное, вы сами должны быть образцом и примером для ребенка. Вы не достигнете никакого результата, если ваше дитя будет видеть родителя, часами сидящего за компьютером.
    #БезопасностьИнтернет
    #БезопасноеПоведениеСетьИнтернет
    #ГодЗащитникаОтечества2025
    #ГБОУ_Школа4_АмвросиевскогоМО
    #АМВРОСИЕВСКАЯ_ШКОЛА_4

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie